Обратная связь

Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

Корни ясногорской земли уходят в глубь древней истории. На территории района у селений Теляково, Машково, Торопово, Боровково и др. обнаружены следы неолитических стоянок III —II тысячелетий до н. э., относящихся к белевской культуре. Неолитический наконечник стрелы из кремня найден и у само­го Ясногорска, на речке Глебушке, притоке р. Вашаны. Топонимика рай­она, названия рек, урочищ, сел (Вашана, Скнига и др.) позво­ляют предположить, что эта территория была некогда занята древними финнами, которых примерно в IX в. вытеснили сла­вянские племена вятичей. Остатки древнерусских городищ XII—XIII вв. обнаружены у г. Ясногорска и в районе с. Клейменово.

В XVI в. территория нынешнего Ясногорского р-на входила в состав Каширского и Тульского уездов, не раз подвергавших­ся разбойничьим татарским набегам. О чем свидетельствует ряд названий селений—Тормино, Гайтурово, Хотушь — та­тарского происхождения.

В северной части района на правобе­режье р. Оки находится городище под названием «Четырех церквей», которое отождествляется с древнерусским г. Лопасней, впервые упомянутым в летописи под 1176 г. Для защиты от татар в юго-восточной части Ясногорского р-на на протяжении 19 км проходила Картасеньевская засека, преграждавшая им путь к Оке с юга.

 Наряду с поместным в уездах было церковно-монастырское землевладение (до 15%). В период граж­данской войны начала XVII в. у реки Восьмы произошла битва между войсками И. Болотникова и царя В. Шуйского, закончившаяся поражени­ем восставших.

На севере района крестьяне занимались в основном сельским хозяйством, но позднее здесь начали возникать железодела­тельные заводы. Особенно мощной была группа, называемая Каширскими заводами, которые затем угасли, не выдержав конкуренции с другими предприятиями.

На протяжении XVIII и XIX вв. сельское хозяйство составляло основу экономики края. Реформа 1861 г., развитие товарно-денежных отношений спо­собствовали росту внутреннего рынка, развивалась кустарная промышленность, особенно самоварная и скобяная. Это обстоятельство впоследствии спо­собствовало промышленному росту села Лаптево, будущего г. Ясногорска.

Еще XVI-XIX веках село Лаптево, как указывал тульский краевед А.Г.Дружинин, называлось Ростиславо. С этим названием в тульском краеведении и советской исторической науке связана гипотеза о существовании около села Лаптево Ростиславо - одного из древне-русских городов, упоминавшегося еще в XVI веке.

Существует несколько версий о происхождении названия «Лаптево», наиболее распространенная из них гласит, что в на­чале XVIII в. известный заводчик Никита Демидов имел на ме­сте нынешнего города свою контору, в которой работал приказ­чик Лаптев, и контора, соответственно, именовалась в народе «лаптевской», а от конторы получила свое название и ближай­шая деревня.

Своим развитием в конце XIX в. будущий г. Ясногорск обязан историческому событию - строительству железной дороги.

1868 г - закончено строительство Московско-Курской железной дороги. 1867 г. - образована станция Лаптево.

Станция Лаптево являлась крупным пунктом по от­грузке зерна и леса. В некоторые годы она немногим уступала Туле в обороте хлебных грузов. Так, например, в течение 1893 г. со ст. Лаптево было отправлено 215 285 пудов хлеба, а из Тулы — 300 731 пуд.

1875 г.- первый поселенец пристанционного поселка Павел Лаврентьевич Жестерев поставил сруб вблизи станции.

1892 г.- открыта почтово-телеграфная контора, которая обслуживала население Лаптевской, Архангельской, Машковской и Денисовской волостей, численностью 5 тыс. человек.

1895 г. - при станции окружным врачом Н.К.Шистовским была открыта лечебница императорского Московского воспитательного дома, во главе которого стоял врач Михаил Константинович Плясов

Благодаря появлению железной дороги частный предприниматель И. А. Головин в 1895 г. перевел свое заведение по изготовлению плугов в д. Владычино из деревни Пещерово.

У местной помещицы Л. И. Куржанской был куплен зе­мельный участок в 3 десятины, на котором была построена большая мастерская, состоящая из кузницы и слесарной. В это время на предприятии, выпускающем в год 600 плугов, работа­ли всего 25 чел. В 1897 г. И. А. Головин получил благодарность за участие в Тульской кустарно-промышленной выставке, что послужило подспорьем в получении кредита, направленного на расширение производства. Вскоре были построены новые куз­ницы, механические мастерские, небольшая чугунолитейная мастерская. Завод стал выпускать 2 типа плугов: безрычажные и рычажные. Производство расширялось, количество рабочих на заводе росло.

Из­делия Лаптевского завода пользовались популярностью во всех районах России. Несмотря на сильную конкуренцию аналогич­ных Брянского, Рязанского, Аксайского заводов, завод не испы­тывал затруднений со сбытом. В 1913 г. он выпускал до 25 000 плугов разных марок.

Перед первой мировой войной в при­станционном поселке насчитывалось около 20 домов, названий улиц не было. Между поселком и заводом Головина располага­лись поля крестьян д. Владычино и большая пустошь.

1908 г. - открыта Лаптевская школа И.А.Головин построил начальную школу для детей рабочих, первое кирпичное здание в селе.

1917 г. - численность населения Лаптевской волости составляла 5 778 человек

К 1918 г. Лаптевский завод превратился в довольно крупное предприя­тие: энергетическое хозяйство состояло из 2 нефтяных двигателей общей мощностью 48 л. с. и одного газогенераторного двигателя мощностью 40 л. с. Парк станочного оборудования состоял из 30 металлорежущих станков, 8 единиц кузнечно- прессового оборудования. По данным Всероссийской промышленной и профессиональной переписи 1918 г., на заводе работало около 200 чел.

1918 г. - открыта Лаптевская школа 2-ой ступени

1918 г. - помещиком Саблером открыто училище в с.Богословское (сегодня это Богословский аграрный колледж)

С установлением Советской власти, по окончании гражданской войны, в декабре 1920 г. Лаптевский завод братьев Головиных был национализирован и стал называться первым Государственным заводом земледельческих машин и орудий. Пер­вым «красным» директором завода назначен Н. С. Соловьев. В 1924 г. завод был переименован и стал называться «Красный плуг». В это же время проведена его реконструкция и расши­рение: построены кузнечно-прессовый, механический, чугуно­литейный цехи, восстановлено машинное отделение, установле­ны 2 динамомашины, налажено электрическое освещение це­хов и жилых домов. Кроме того, было завершено строительство железнодорожной ветки ст. Лаптево — завод.

В связи с проведением административно-территориальной реформы в РСФСР в 1924 г. началось районирование Туль­ской губ.— уезды делятся на районы, и последние становятся основным административным звеном губернии, уезды в даль­нейшем ликвидируются. Лаптево стало центром района, в со­став которого вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости.

1924 г. - происходит районирование. Лаптево становится административным центром района, в который вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости. В новом Лаптевском р-не насчиты­валось 16 сельсоветов, 103 населенных пункта, проживали 27 тыс. чел. В 20-е годы в пос. Лаптево открыты районный и заводской клубы. Районный клуб имел литературную, драма­тическую, хоровую, музыкальную, художественную, юноше­скую секции. К концу десятилетия в Лаптевском р-не было 3 школы повышенного типа: Лаптевская школа II ступени, Лаптевская семилетняя школа № 12 (железнодорожная) и Федюкинская школа колхозной молодежи.

1925 г. - дан электрический ток на железнодорожную станцию. Закладываются первые линии водопроводной сети

1928 г. - завод получил электроэнергию от Каширской ГРЭС.

В 1930 г. Лаптевская десятилетняя школа реорганизована в фабрично-заводскую се­милетку, одновременно в поселке была открыта школа фабрич­но-заводского ученичества при заводе «Красный плуг». 10 ян­варя 1931 г. вышел в свет первый номер районной газеты «Ле­нинский путь».

20—30-е годы — период бурного роста завода «Красный плуг». Кузнечно-прессовый и механический цехи пополняются крупной партией станочного оборудования, организуется и обо­рудуется сталелитейный цех. С утверждением коллективных форм хозяйствования на селе завод получает срочные заказы на тракторный инвентарь и машины — многокорпусные лу­щильники, картофелесажалки, культиваторы. В 1937—1938 гг. завод становится средним по своей производственной мощности предприятием с численностью коллектива свыше 2,5 тыс. чел., при общем числе жителей в поселке около 5 тыс. чел.

В соответствии с постановлением Оргкомитета ВЦИК по Тульской обл. от 4 августа 1938 г. райцентр Лаптево был преобразо­ван в рабочий поселок Лаптево с включением в его территорию поселка завода «Красный плуг», станционного поселка и селения Лип-Верх.

Во время Великой Отечественной войны Лаптевский район частично и на короткий срок — 3—4 дня — был оккупирован немецко-фашистскими войсками (районный центр оккупирован не был). Но и за этот короткий срок захватчиками был нанесен огромный ущерб: сожжено 100 домов колхозников, 2 школы, 31 общественное строение. В самом Лаптево в результате авиационных налетов были разрушены почта и телеграф, водонапорная баш­ня, пострадало 9 жилых домов. Однако именно в тяжелые годы войны был дан новый импульс развитию р. пос. Лаптево. В связи с тем, что Донбасс и частично Подмосковный угольный бассейн были временно оккупированы врагом, Советское правительство решило начать восстановление угольных шахт в Подмосковном бассейне. Ввод новых шахт в эксплуатацию потребовал боль­шого количества угледобывающих машин и оборудования, поэтому в декабре 1942 г. Лаптевский завод № 477 (так назывался с 1941 г. бывший «Красный плуг») был передан в ведение нар­комата угольной промышленности, и предприятие стало специ­ализироваться на выпуске шахтного оборудования. Уже в мае 1943 г. завод изготовил первые партии шахтных вагонеток и ручных проходческих лебедок, немногим позднее начато про­изводство шахтных насосов. К концу войны завод, который стал называться «Углемаш», почти полностью перешел на про­изводство горношахтных механизмов и оборудования.

1948 г. - исполкомом Лаптевского пос.Совета образованы улица: Советская, Комсомольская, Пролетарская, Школьная, Садовая, Колхозная, Трактористов, Железнодорожная, Октябрьская, Первомайская, Красноармейская, Набережная и др.

Завод «Углемаш» в это время начал массовое жилищ­ное строительство: создано 2 жилых поселка: Октябрьский и Северный, за 1948—1952 гг. введено 3135 кв. м жилой площа­ди, 800 м водопроводной сети, 400 м линий канализации.

1949 г. - открыта районная больница

1953 г. - сооружен стадион

1954 г. - сооружен Дворец культуры машиностроителей

Неко­торые дома возводились методом народной стройки — по вече­рам и в выходные дни машиностроители работали на строи­тельстве своих домов землекопами, плотниками, каменщиками. Продолжался рост поселка и за счет индивидуального строи­тельства, росло число культурно-бытовых зданий: в 1948 г. бы­ла построена баня, открыты начальная школа и школа рабочей молодежи.

В 50-е годы крупнейшее предприятие поселка — завод «Уг­лемаш»— продолжал интенсивно развиваться. Число рабочих за послевоенный период здесь выросло в несколько раз. В на­сосном производстве завод перешел на новую технологию обработки основных деталей насосов «Комсомолец». Не снижая темпов производства основного оборудования, завод начал готовиться к серийному выпуску принципиально нового вида продукции — углепогрузочных машин, которые предназначались для механизированной погрузки угля в вагонетки непос­редственно в забое. В короткие сроки было освоено производст­во углепогрузочных машин двух типов — ГНЛ-30 и ГНЛ-ЗОМ.

1958 г.- началась прокладка газопровода Клейменово-Лаптево. Строительство газопровода объявлено ударной комсомольской стройкой

1958 г.- с.Владычино включено в черту г.Лаптево

К середине 50-х годов р. пос. Лаптево перестал быть поселком од­ного завода. К этому времени работали кирпично-известковый завод, завод метизов, молочный завод, хлебозавод, Новолаптевская электроподстанция. В поселке функционировали АТС, 2 радиоузла, 2 сберкассы, отстроены новый стадион, кинотеатр, районная больница на 150 коек. Условия жизни в все больше приближались к городским: во всех новых домах имел­ся водопровод, канализация, радио и электричество. Проведена большая работа по асфаль­тированию дорог и тротуаров, озеленению поселка. Общая территория поселка к тому времени составляла 400,5 га, числен­ность населения достигла 13,5 тыс. чел.

1958 г. - рабочий поселок преобразован в город районного подчинения.

Почти сразу после преобразования р. пос. Лаптево в город встал вопрос о его переименовании. В объяснительных записках представители местных органов власти приводили следующие аргументы в пользу переименования: «Город Лаптево и Лаптевский район носят неблагозвучное и устаревшее название», не соответствующее «современному укладу жизни социалисти­ческих городов и районов», название «Лаптево» «совершенно не связано с историческим развитием города» и даже «непри­ятно нашему народу». К новому наименованию «Ясногорск» пришли далеко не сразу, поначалу предлагались такие наиме­нования, как «Знаменск», «Рудневск» (в честь легендарного командира крейсера «Варяг» контр-адмирала В. Ф. Руднева), «Вересаев» (в честь известного писателя В. В. Вересаева), «Светлогорск». В результате обсуждения, которое растянулось на несколько лет, исполнительным комитетом Тульского обла­стного Совета 6 января 1965 г. было принято решение о пере­именовании г. Лаптево в Ясногорск, а Лаптевского р-на — в Ясногорский р-н. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 10 августа 1965 г. решением Тулоблисполкома было утверж­дено.

1965 г . – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.08.1965 г. город Лаптево переименован в г.Ясногорск

1965 г. – Иваньковский район вошел в состав Лаптевского

В 60—70-е годы г. Ясногорск, в основном, обрел свой современный облик.

Именно в эти годы была осуществлена реконструкция центральной части города, проведенная в соответствии с гене­ральным планом. Только за период с 1959-го по 1965 г. жилищ­ный фонд города удвоился, было построено более 30 объектов культурно-бытового и производственного назначения (здание аптеки, детский сад, железнодорожный вокзал, широкоэкран­ный кинотеатр «Родина», быткомбинат, универмаг и др.).

На природный газ переведены котельные «Сельхозтехники» и хлебозавода. Было завершено строительство архитектурного ансамбля на ул. Ленина, ставшей лучшей улицей города. В ап­реле 1966 г. в городе открылось автобусное движение.

В 1967 г. жители Я. получили 5658 кв. м жилья, а за все 60-е годы около 50 тыс. кв. м, было газифицировано 370 квар­тир, построены хлебозавод, колбасный цех и цех безалкоголь­ных напитков. Еще спустя 2 года введена в эксплуатацию средняя школа № 3 на 960 мест, восьмилетняя школа, 2 дет­ских комбината на 140 мест каждый. Открыто 12 магазинов.

Начали работу ателье индивидуального пошива «Силуэт», ка­фе «Встреча». В ноябре 1968 г. в городе был открыт памятник Вечной славы героям-ясногорцам, павшим в боях на фронтах Великой Отечественной войны.

В этот же период Ясногорский машиностроительный завод начал производство качественно новых породопогрузочных ма­шин ПНБ-ЗК, предназначенных для погрузки особо твердых пород. Вес машины составлял 22 т, габариты — длина 8,5 м, ширина 2 м, высота 1,82 м, общая мощность установленных электродвигателей — 88 квт. С помощью ясногорских породо­погрузочных машин горняками Кривбасса были установлены мировые рекорды проходки горизонтальных выработок. Было также освоено серийное производство новых типов взрывобезопасных электровозов 5АРВ и 5АРВ-2, а также высокопроизво­дительных углесосов и насосов. В конце 60-х годов продукция ясногорских машиностроителей поставлялась в 33 зарубежные страны, в том числе во Францию, Турцию, Индию, Болгарию, Венгрию, Вьетнам и др. Успешное развитие завода способство­вало росту благосостояния его работников. Так, за 5 лет (с 1965-го по 1970 г.) средняя зарплата рабочих выросла на 37,9%. Увеличение выпуска наукоемкой продукции предъявляло высокие требования к образовательному уровню инженерно-технических и рабочих кадров. Еще в 1959 г. в Л. было открыто заочное отделение Тульского политехнического института. В июне 1965 г. состоялась защита дипломных проектов 11 сту­дентов-заочников первого выпуска по специальности «Техноло­гия горного машиностроения». В 1971 г. было открыто Ясногорское ГПТУ, которое начало готовить квалифицированных тока­рей по металлу, фрезеровщиков и слесарей-ремонтников.

Девяностые годы двадцатого века стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода, главного градообразующего предприятия.

С распадом Советского Союза завод стал терять своих заказчиков на Украине, которым поставлялось 50 процентов продукции, в Казахстане и в других странах СНГ.

В декабре 1992 года началась приватизация ЯМЗ, в процессе которой в несколько этапов осуществилась распродажа его акций. Но новые владельцы завода не смогли остановить негативного развития событий. Падение производства продолжалось, достигнув в марте 1996 года 150 процентов, общий долг предприятия на май того же года составил 52 миллиарда неденоминированных рублей. Все это приводило к острому конфликту между коллективом и заводской администрацией. Трудящиеся шли на забастовки, создавали стачечные комитеты. В сентябре 1998 года на конференции в выбрали новое руководство, но завод продолжало лихорадить. 17 февраля 1999 года решением арбитражного суда на предприятии было введено внешнее управление. В ноябре 2000 года внешнее управление на ЯМЗ по ходатайству администрации муниципального образования было продлено на 10 лет, но в 2006 году завод перешел новому собственнику. В 2009 году на предприятии вновь было установлено внешнее управление.

2005 г. – на территории Ясногорского района начинается административная реформа, к 2006 г. сформировано шесть муниципальных образований, имеющих статус городских и сельских поселений: г.Ясногорск,рабочий поселок Ревякино, Иваньковское,Денисовксое, Архангельское,Теляковское.

2009 г. – на территории МО Архангельское Ясногорского района начинается строительство инкубатория Авиаген.

Сегодня Ясногорский район – это развивающаяся территория. Среди крупнейших предприятий «Русская горно-насосная компания» – выпускает насосное и горношахтное оборудование, Ревякинский металлопрокатный завод – производит листовой прокат и товары народного потребления, а также предприятия группы ИЭК - «Металл-Пласт» - специализируется на выпуске металлических и пластмассовых изделий.

За последние годы на территории МО Ясногорский района появились такие предприятия как ООО «Центрнасоссервис», кондитерская фабрика «Золотая Русь», ООО «Кессборер», продолжает работать хлебозавод, есть предприятия массового питания, бытового обслуживания населения. 

^ Наверх